2015-11-07

На трибуну подымается Троцкий

Оригинал взят у [livejournal.com profile] ext_449909 в На трибуну подымается Троцкий
Войтоловский Л.Н. Политические силуэты. (С демократического совещания). III. Мария Спиридонова. Троцкий. // Киевская Мысль. К., 1917. №233, 27 сентября (10 октября), с. 1.
Последний часть очерка Политические силуэты. (С демократического совещания), см. также: I. А.Ф. Керенский. // Киевская Мысль. К., 1917. №228, 21 сентября (4 октября). с. 1; II. В.М. Чернов. Ю. Каменев. И.Г. Церетели. // Киевская Мысль. К., 1917. №229, 22 сентября (5 октября), с. 1.

(...)
   На трибуну подымается Троцкий, встреченный бурными аплодисментами всей левой.
   Троцкий... Вот имя, которое публика повторяет теперь чаще, чем все другие имена. Имя, собравшее вокруг себя уже огромные каталоги восторгов и брани. Принадлежащее человеку, безусловно занятному, сильному и... странному.
   В темном здании человеческой души есть один совсем темный уголок, где покоются камни, из которых слагается психология Троцкого.
   И весь он какой-то темный. Большая, черная голова. Длинные, зачесанные кзади черные волосы. Узкая, черная бородка, резко выступающая вперед, как у Мефистофеля Антокольского. Густые, черные брови. И темное, точно побледневшее от злости лицо, с острыми, впивающимися, как гвозди, глазами, в которых сквозь стекла пенснэ виднеется отражение его иронического ума. Неприятно выделяется большой, хищный рот с хищными, как у акулы, зубами.
   Ораторское дарование Троцкого очевидно и неоспоримо.
   От оратора требуется уменье внедрять по желанию то или иное убеждение в умы своей аудитории.
   Этим даром Троцкий владеет в высокой мере и пользуется своим искусством с удивительным мастерством, в совершенстве.
   В его артистической передаче, блистающей тончайшей отделкой интонации, слова получают новые значения и, оплодотворенные его ораторским темпераментом, переливаются яркими красками.
   Впрочем, слово «краски» мало подходит к скульптурному красноречию Троцкого. Его нельзя назвать колористом. И речи его — не живопись и не музыка, а пластика. Пластика странная и волнующая, как живая бронза.
   Когда он говорит, он слегка приседает, втягивает голову в плечи, быстро выпрямляется и, энергично вытянув руку вперед, точно бросает в публику пригорошни слов. Последние срываются с его язвительных уст бущующими рядами и устремляются в бой широко развернутым строем, как рвутся в атаку полки.
   Таково внешнее впечатление от его бурных речей. Столько в словах его движения, трепета и шумной уверенности.Read more... )

(no subject)

В подборку стихотворений о Троцком.

Необозримая равнина.
Далекий отклик журавлей.
Стальная серая щетина
Промокших, скошенных полей.
Деревня. Серые избушки
Кладбище. Церковка. Перед ней
Повозки, кони, ружья, пушки,
Снаряды, люди у огней.
Армеец гуторит с соседом
Что есть за что костями лечь.
В полку был Троцкий пред обедом,
Держал напутственную речь.
Он говорил: "Вперед! В Самару!
Друзья, в решительном бою
Пусть враг узнает вашу кару!
Добейте подлую змею!"
"Слыхал?"
"Слыхал"
"Добьем, известно!"
Вперед нас, гадина, не тронь!
Глаза простые смотрят честно,
Трещит приветливо огонь.

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ.

Усманская газета. №138. 9 октября 1918 г.