Троцкий и Красная Армия
Sep. 3rd, 2013 07:14 am![[identity profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/openid.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Говорим - Красная Армия, подразумеваем - Троцкий
В середине прошлого века один из советских исследователей троцкизма заметил: если Ленин был творцом октябрьской революции, то Троцкий был ее демоном.
Петр РомановСайт: РИА "Новости"
Афоризм на первый взгляд хлесткий, но по сути банальный, поскольку почти буквально отражал тогдашний официальный взгляд на троцкизм, как на абсолютное зло. Если Владимир Ильич в прежние времена олицетворял собой светлое начало, то Лев Давидович темное. Если ленинизм созидал советское государство, то троцкизм его разрушал и т.д.На самом деле, творцом русской революции был, конечно, и Троцкий. Именно он оказался ближайшим помощником вождя в период подготовки октябрьского переворота, а затем стал самой яркой фигурой в большевистском правительстве. Это подтверждают и многие современники Троцкого. Приведу мнение лишь одного. Николай Бердяев: «Бесспорно, Троцкий стоит во всех отношениях многими головами выше других большевиков, если не считать Ленина. Ленин, конечно, крупнее и сильнее, он глава революции, но Троцкий более талантлив и блестящ».
Что же до демонического начала, то это уже не политика, а литература. «Демонизм» Троцкого во многом объяснялся его артистической позой, ораторским пылом, неординарной внешностью: безумно лохматой головой и мефистофельской бородкой. Постригите мысленно Троцкого наголо, и как минимум, половина «дьявольщины» из его образа уйдет.
Подав в отставку с поста наркома по иностранным делам сразу же после того как Брест-Литовский мир был утвержден на VII экстренном съезде партии, Лев Давидович без крупного государственного поста оставался недолго. Съезд закончил свою работу 8 марта 1918 года, 11 марта советское правительство перебралось из Петрограда в Москву, и уже в тот же день на имя Ленина вдогонку поступила телеграмма, где от имени петроградского Бюро ЦК предлагалось немедленного назначить Троцкого «главным народным комиссаром по военным делам». Телеграмма Ленину, подписанная кандидатом в члены ЦК партии А. Иоффе, была продиктована тем, что часть партийной верхушки Петрограда решила взять на себя защиту города, самоуверенно вмешиваясь в стратегические и военно-технические распоряжения специалистов. «Ни один честный и уважающий себя военный специалист в таких условиях работать не будет, - делал справедливый вывод Иоффе. - Единственным спасением было бы немедленное назначение Троцкого... ибо он мог бы просто не считаться с этими мальчишескими бреднями».
Ленин оценил предложение по достоинству и уже 18 марта, то есть спустя всего десять дней после отставки с поста наркома по иностранным делам, Троцкий получил в правительстве портфель военного министра (наркома по военным и морским делам, Председателя Революционного военного совета Республики).
Как показали последующие события, это было едва ли не самое удачное кадровое назначение советских времен. Понятно, что строительством Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) занимался не один Троцкий, а целая плеяда крупных военных деятелей и большевистских политиков. У Красной Армии много родителей, однако, главным, по мнению военных историков, без сомнения являлся Троцкий. Именно он, Лейба Давидович Бронштейн, еврей из деревни Яновка Херсонской губернии, спутав все карты белых, да и Запада, склонил чашу весов гражданской войны в пользу большевиков. Главенствующую роль Троцкого в создании Красной Армии признавали и его непосредственные противники в гражданской войне - генералитет Белой Армии. Генерал Деникин пишет: «Во главе вооруженной силы поставлен был Высший военно-революционный совет с председателем Бронштейном и членами Подвойским, Антоновым, Сталиным и др. Фактически, однако, вся власть была в руках Бронштейна».
Харперская энциклопедия военной истории, которая за редким исключением отличается большой объективностью, утверждает: «Разобщенность командования белых, с одной стороны, а также административный и стратегический талант Троцкого, с другой, решили исход дела. Обе противоборствующие армии рождались из массы крестьянских партизан и ополченцев-непрофессионалов. Путем проб и ошибок Троцкий сковал из своих масс профессиональную и боеспособную армию».
Наконец, Красная Армия сыграла важную роль не только как защитник отечества или как инструмент большевистской политики за пределами СССР. Армия, созданная Троцким, стала едва ли не главной кузницей и воспитательницей советских кадров. Именно в армии многочисленная крестьянская масса России подвергалась первой, пусть и примитивной, но эффективной социалистической обработке. Крестьянина обучали, причем, не только военной, но и общей грамоте, подкармливали, лечили, готовили идеологически. Армия давала путевку в жизнь не только крупным советским полководцам, но и ученым, «красным директорам», артистам, литераторам. Как и многое другое из советского наследства, Красная Армия не укладывается в примитивный черно-белый оценочный формат. Плюсы и минусы, добро и зло, тесно сомкнув ряды, промаршировали здесь от Троцкого до сегодняшнего дня, оставив историкам широчайший маневр для любых толкований.
Когда-то одним из популярнейших лозунгов советской эпохи были слова: «Говорим - Ленин, подразумеваем - партия, говорим - партия, подразумеваем - Ленин!» С полным основанием этот лозунг можно было бы и переиначить: «Говорим - Красная Армия, подразумеваем - Лев Давидович Троцкий!»