![[identity profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/openid.png)

"Не той дорогой". Карикатура из журнала "Крокодил", 1927 год, №41. На повозке сидят лидеры оппозиции Смилга, Зиновьев и Каменев, правит Троцкий
21-23 октября 1927 года советская история совершила довольно крутой поворот, в наши дни уже во многом подзабытый. Если говорить коротко, то исполнилось предсказание из шутки, появившейся ещё несколькими годами ранее: "Троцкий теперь пишется "Троий". Почему? ЦК выпало". Лидеры оппозиции, Лев Троцкий и Григорий Зиновьев, были исключены из ЦК ВКП(б). Тем, кто считает, что в советский период в обществе неизменно царило единомыслие, было бы полезно почитать архивный номер "Правды", где дана стенограмма этого события. Такой накал политической борьбы редко когда найдёшь в истории... Когда читаешь этот кипящий взаимной яростью газетный текст, то кажется, что пожелтевший листок вот-вот вспыхнет в руках, каково же приходилось непосредственным участникам самого события, тем, кто находился в эпицентре? Может быть, так было во время заседания Конвента 9 термидора, когда арестовывали Робеспьера. Собственно, именно так и считал Лев Давидович, хотя его в тот момент ещё не арестовывали, и даже не исключали из партии, а только лишь из её ЦК. Он заявил в своей речи:
— Уже раздаются голоса: «тысячу исключим, сотню расстреляем — и в партии станет тихо». Так говорят несчастные, перепуганные и в то же время осатаневшие слепцы. Это и есть голос Термидора.
( Read more... )