История КРИ в СНГ насчитывает уже более двух десятков лет — едва ли не больше, чем возраст многих из тех, кто сегодня приходит в организацию. Не у каждого есть время, чтобы переворошить весь архив партийных газет или найти на сайте архив материалов. Поэтому зачастую, увы, получается, что далеко не все товарищи знакомы с историей собственной организации. Необходимость заполнить этот пробел давно назрела и перезрела. У нас нет никакого желания ни скрывать, ни переписывать собственную, зачастую далеко не простую историю. Честное изучение собственного прошлого — одна из гарантий от повторения ошибок.
Пролог
В 50-60-е годы XX века, по далеко не полным данным историков, в СССР существовало более 3 тысяч левых, марксистских оппозиционных групп, численностью от нескольких человек до нескольких десятков. Правда, существование их, как правило, бывало очень недолгим — успев сформулировать только основы своего мировоззрения и общие соображения о природе СССР и выпустить несколько листовок, они, как правило, громились органами КГБ. Тем не менее, число людей прошедших через эти группы, а впоследствии — через следственные изоляторы, тюрьмы и лагеря, можно смело оценить в 15–20 тыс. человек: вполне сопоставимо, например, с численностью большевистской фракции РСДРП в 1905 г.
В возмущении и понимании того факта, что «реальный социализм» далеко не так реален и социалистичен не было недостатка — была прервана и долгое время не могла восстановиться традиция, которая могла бы придать этому возмущению теоретическую стройность и обеспечить организационную форму, устойчивость и преемственность. Возникающие группы отличала детская беспомощность в политическом анализе, неустойчивость, отсутствие разработанной теории, программы и международных связей, которые в 20–30 годы были у Левой Оппозиции. Разумеется, эти недостатки глупо было бы ставить в вину героическим людям, вступавшим в смертельную борьбу с переродившейся советской бюрократией. За то время, пока они успевали жить и действовать, все это просто невозможно обрести. Работы же Льва Троцкого были неизвестны в СССР широким массам и потенциальным оппозиционерам даже в «самиздате» до конца 80-х. Кадры, — единицы бывших оппозиционеров, — были, но никто не пробовал их собрать воедино.
Исторически, подобная роль в отношении диктаторских режимов обычно ложилась на революционную эмиграцию. Однако, случай с СССР долгое время после убийства Льва Троцкого был печальным исключением. Отказ от попытки после смерти Сталина и некоторого смягчения режима в СССР воссоздать Советскую секцию — одна из фатальных ошибок 4-го Интернационала. Последний известный номер «Бюллетеня оппозиции» на русском языке вышел в августе 1941 г. После этого традиция окончательно прервалась. Регулярная работа, направленная на поиск и организацию сторонников в СССР, не велась или почти не велась. Что, впрочем, было затруднительно и вследствие других ошибок в прогнозе и тактике. Их анализу наши товарищи еще в середине 90-х посвятили отдельную работу.
( Read more... )